В современных условиях роста экологических проблем, связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых остро стоит проблема переосмысления педагогических подходов на развитие у подрастающего поколения экологического сознания и ответственности по отношении окружающему миру. На сегодняшний день стоит задача формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Причем доброй основой служит тесное переплетение знаний, практической деятельности и духовного начала каждого ребенка.
В Геологическом музее им. А. А. Чернова в экологическом воспитании детей был применен творческий подход. На базе музея был организован конкурс, где ребятам, было предложено изобразить сказку, в которой есть камни. Конкурс был ориентирован на комплексный подход знакомства с камнями в залах музея и выставками экологического содержания и сказками. Основная цель конкурса была проследить восприятие ребенка музейных экспозиций, его ценностной ориентации в окружающем мире через эмоциональный и литературный опыт по средствам сказки.
В конкурсе участвовали дети в возрасте от 6 до 16 лет. В работах детей запечатлены сюжеты народных русских, китайских, персидских сказок, А. С. Пушкина, П. П. Бажова, Ш. Перро, Г. Х. Андерсена, А. М. Волкова и др. Преимущественно в своих работах дети изображали сказки про золото, медь, малахит, соль.
Золото
В большинстве сказок наградой является золото, в понимании драгоценного металла или мерило ценностей. Однако, значение слова «золото» можно связать как с жёлтым цветом, так и с элементом фольклорной образности. Достаточно много в названиях сказках фигурируют золото — в народных сказках «Петушок-золотой гребешок», «Золотой башмачок»; в сказах Братьев Гримм — «Золотой гусь» «Золотая птица»; в сказках русских писателей А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», «Сказка о золотой рыбке», А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и т. д. В литературе уже не раз обсуждалось его семантическое значение. В первую очередь, золото обладая желтым цветом связывают с религией солнца, поэтому зачастую золотом окрашивают в сказках волшебные предметы (золотые яблоки, золотые туфли, золотой горшок и т. д.). В значении фантастического и волшебства выступает золотой цвет, который относится к животным (золотая рыбка, золотой петушок). Золото олицетворяет счастье, богатство, чистоту и красоту.
Россыпное золото, Тиман | Буратино или Золотойключик, Филиппов Юра, 8 лет |
Золотая рыбка, Шмырова Евгения, 7 лет |
Серебро
Традиционно в большинстве сказок с золотом упоминается серебро как драгоценный металл, олицетворяющий достаток. Однако, серебро издревле считалось «чистым» металлом, символом непорочности и мудрости, добра и порядка, поэтому наиболее часто используется для описания волшебных предметов. В сказке П. П. Бажова «Серебряное копытце» благодаря милосердию, доброте дедушка вместе с Даренкой увидели настоящее чудо: Серебряное копытце. Авторы сказок приписывают волшебные свойства серебру и оно случается только у добрых и отзывчивых людей, которые в конце сказки получают вознаграждение.
Серебро, Урал | Серебряное копытце, Мочалова Мария, 6 лет |
Железо
История взаимоотношений человека с благородными металлами — это история проявления человеческой жадности и алчности. Но в сказках упоминаются и другие металлы. Во многих сказках железо противопоставлено золоту. Так, в сказке Е. А. Пермяк «Золотой гвоздь». Тихон из бедной крестьянской семьи обратился к кузнецу за счастьем, который должен был научить выковать золотой гвоздь. Постепенно пока парень осваивал ремесло кузнец подкрашивал золотой краской железный гвоздь. Таким образом, железо в сказках рассматривается как металл неимеющий ценность, ассоциирующий с неблагополучием. В сказке Братьев Гримм «Железный Ганс» описаны свойства железа, связанные с процессами окисления. Под ржавчиной скрывалось богатство.
Гидроксид железа р. Сысола | Железный Ганс, Астахова Мария, 12 лет |
Медь, олово
Медь, а позднее, и олово стали использоваться человеком раньше, чем остальные металлы. Мягкость, тягучость металлов используется в описании волшебных предметов (лампа, колечко, кувшин и т. д.) или приписываются герою. Так, в сказке Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» использование автором именно такого металла объясняется тем, что он хотел на фоне свойства мягкости металла показать стойкость, мужественность характера солдатика.
Медь, Северный Урал | Хозяйка Медной горы, Потапов Миша, 10 лет |
Касситерит, Южный Урал | Оловянный солдатик, Уляшов Ксения, 9 лет |
Соль
На протяжении веков соль имела огромное значение и даже использовалась вместо денег, поэтому про соль сложены много народных сказок. Любой человек знает, что полное отсутствие соли в пище людей и животных приводит к негативным последствиям. В сказке «Соль» младшая королевна свою любовь к отцу оценила не золотом и драгоценными камнями, а солью. Так как на Руси ценили соль выше золота. Основная роль соли в сказках рассказать о истории человечества, о смене ценностей в жизни, так как люди должны искать в жизни не столько материальное благополучие, а полезные знания и мудрость. В карельской сказке «Почему вода в море соленая» описана легенда о соли. Из этой истории двух братьев дети узнают о жадности, граничащей со скупостью, о доверчивости, переходящей в глупость.
Галит, Пермская обл. | Как казаки соль покупали, Богдан Ксения, 16 лет |
Драгоценные камни
В названии сказки П. П. Бажова «Хозяйка медной горы» фигурирует медь, однако автор отразил богатство Южного Урала медным минералом — малахитом. В сказках П. П. Бажова ярко выразились и другие минеральные богатства Урала — аметист, горный хрусталь, малахит, рубин, изумруд. По задумке автора драгоценные камни улучшают благосостояние, являются наградой, но не способствуют изменению социального статуса героев. Основные идеи сказок Ш. Перро «Фея» и бирманской народной сказки «Жемчужина и жаба» схожи и заключается в том, что добрые дела всегда должны быть вознаграждены. Именно жемчуг и алмазы выступают в качестве награды.
Безусловно, в отличие от металлов в сказках драгоценные камни использовались не для обличия алчности и жадности, а несли философское значение. Например, в сказках А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» или в персидской народной сказке «Рубин» драгоценным камням приписаны не только волшебные свойства, но символическое значение. С древних времен зеленые изумруды считается камнем истины и величия, а пурпурные рубины — камни власти и могущества. В очень многих сказках дети знакомятся с горным хрусталем. Уникальные свойства горного хрусталя бесцветность, прозрачность, чистота напрямую используются авторами сказок. Особенно ярко наблюдать преодоления трудностей и тягот судьбы Золушки в сказке Ш. Перро. Образ Золушки с запачканным лицом, но сияющий внутренней красотой, находящийся в борьбе с завистью, гордостью, ленью и высокомерием, противопоставлен чистоте, богатству замка, бальному наряду с туфельками. Хрусталь ассоциируется с другой более успешной и счастливой стороной жизни.
Уникальность сказки заключается в ее образности и символичности. Драгоценные камни и металлы выступают в качестве награды. Однако, в сказах используются не только минералы и горные породы, имеющие высокую цену, красивый цвет или блеск. Сочетание художественного творчества и сказкотерапии усиливает интерес ребенка к камням, к творчеству и ведет к возникновению положительного эмоционального отклика на окружающий мир.
Алмаз, Тиман | Феи с алмазных гор, Хазова Варя, 12 лет |
Жемчуг, Китай | Чудесная жемчужина, Богдан Ксения, 16 лет |
Изумруд, Южный Урал | Изумрудный город, Ковальчук Елизавета, 15 лет |
Малахит, Заир | Вахнина Кристина, 17 лет | Малахитовая шкатулка, Шадрина Ксения, 10 лет |
Рубин, Полярный Урал | Принц Рубин, Ковальчук Ксюша 13 лет |
Горный хрусталь, Приполярный Урал | Золушка, Каблис Таисия, 10 лет |
НАЗВАНИЯ СКАЗОК
Медное, серебряное и золотое царства — Русская народная сказка
По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре — Русская народная сказка
Золотой петушок — Русская народная сказка
Золотой башмачок — Русская народная сказка
Золотая птица — Братья Гримм
Сказка о золотом петушке — Александр Пушкин
Сказка о рыбаке и рыбке — Александр Пушкин
Сказка о царе Салтане — Александр Пушкин
Золотой ключик — Братья Гримм
Король с Золотой горы — Братья Гримм
Золотой горшок — Гофман
Терпение золото– Еврейская народная сказка
Золотой гусь — Братья Гримм
Петушок золотой гребешок и чудо-меленка — Русская народная сказка
Серебряная тюбетейка — Туркменская народная сказка
Серебряное копытце — Павел Бажов
Серебряный рубль — Владимир Одоевский
Серебряное блюдечко и наливное яблочко — Русская народная сказка
Король-лягушонок, или Железный Генрих— Братья Гримм
Железная печь — Братья Гримм
Железный Ганс — Братья Гримм
Стойкий оловянный солдатик — Ганс Христиан Андерсен
Соль — Русская народная сказка
Соль дороже золота — Русская народная сказка
Песочный Человек — Гофман
Глиняный парень — Алексей Толстой
Соломинка, уголь и боб — Братья Гримм
Аметистовое дело — Павел Бажов
Волшебник Изумрудного города — Александр Волков
Малахитовая шкатулка — Павел Бажов
Хозяйка медной горы — Павел Бажов
Жемчужина — Валентин Катаев
Водяной и жемчужина — Лев Толстой
Жемчужина и жаба — Бирманская народная сказка
Рубин — Персидская народная сказка
Волшебный рубин — Узбекская народная сказка
Последняя жемчужина — Г. Х. Андерсен
Булыжник и Алмаз — Иван Крылов
Хрустальная гора — Русская народная сказка
Хрустальный шар — Братья Гримм
И. С. Астахова