В современных условиях роста экологических проблем, связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых остро стоит проблема переосмысления педагогических подходов на развитие у подрастающего поколения экологического сознания и ответственности по отношении окружающему миру. На сегодняшний день стоит задача формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Причем доброй основой служит тесное переплетение знаний, практической деятельности и духовного начала каждого ребенка.

В Геологическом музее им. А. А. Чернова в экологическом воспитании детей был применен творческий подход. На базе музея был организован конкурс, где ребятам, было предложено изобразить сказку, в которой есть камни. Конкурс был ориентирован на комплексный подход знакомства с камнями в залах музея и выставками экологического содержания и сказками. Основная цель конкурса была проследить восприятие ребенка музейных экспозиций, его ценностной ориентации в окружающем мире через эмоциональный и литературный опыт по средствам сказки.

В конкурсе участвовали дети в возрасте от 6 до 16 лет. В работах детей запечатлены сюжеты народных русских, китайских, персидских сказок, А. С. Пушкина, П. П. Бажова, Ш. Перро, Г. Х. Андерсена, А. М. Волкова и др. Преимущественно в своих работах дети изображали сказки про золото, медь, малахит, соль.

    

Золото

В большинстве сказок наградой является золото, в понимании драгоценного металла или мерило ценностей. Однако, значение слова «золото» можно связать как с жёлтым цветом, так и с элементом фольклорной образности. Достаточно много в названиях сказках фигурируют золото — в народных сказках «Петушок-золотой гребешок», «Золотой башмачок»; в сказах Братьев Гримм — «Золотой гусь» «Золотая птица»; в сказках русских писателей А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», «Сказка о золотой рыбке», А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и т. д. В литературе уже не раз обсуждалось его семантическое значение. В первую очередь, золото обладая желтым цветом связывают с религией солнца, поэтому зачастую золотом окрашивают в сказках волшебные предметы (золотые яблоки, золотые туфли, золотой горшок и т. д.). В значении фантастического и волшебства выступает золотой цвет, который относится к животным (золотая рыбка, золотой петушок). Золото олицетворяет счастье, богатство, чистоту и красоту.

01 россыпное золото Тиман01 Буратино или Золотойключ 01 Золотая рыбка Шмырова Ев

Россыпное золото, Тиман Буратино или Золотойключик,
Филиппов Юра, 8 лет
Золотая рыбка,
Шмырова Евгения, 7 лет

 

    

Серебро

Традиционно в большинстве сказок с золотом упоминается серебро как драгоценный металл, олицетворяющий достаток. Однако, серебро издревле считалось «чистым» металлом, символом непорочности и мудрости, добра и порядка, поэтому наиболее часто используется для описания волшебных предметов. В сказке П. П. Бажова «Серебряное копытце» благодаря милосердию, доброте дедушка вместе с Даренкой увидели настоящее чудо: Серебряное копытце. Авторы сказок приписывают волшебные свойства серебру и оно случается только у добрых и отзывчивых людей, которые в конце сказки получают вознаграждение.

02 cеребро Урал 777 226  02 Серебряное копытце Моча 

Серебро, Урал Серебряное копытце,
Мочалова Мария, 6 лет

 

   

Железо

История взаимоотношений человека с благородными металлами — это история проявления человеческой жадности и алчности. Но в сказках упоминаются и другие металлы. Во многих сказках железо противопоставлено золоту. Так, в сказке Е. А. Пермяк «Золотой гвоздь». Тихон из бедной крестьянской семьи обратился к кузнецу за счастьем, который должен был научить выковать золотой гвоздь. Постепенно пока парень осваивал ремесло кузнец подкрашивал золотой краской железный гвоздь. Таким образом, железо в сказках рассматривается как металл неимеющий ценность, ассоциирующий с неблагополучием. В сказке Братьев Гримм «Железный Ганс» описаны свойства железа, связанные с процессами окисления. Под ржавчиной скрывалось богатство.


03 гидроксид железа р 03 Железный Ганс Астахова  

Гидроксид железа р. Сысола Железный Ганс,
Астахова Мария, 12 лет

 

   

Медь, олово

Медь, а позднее, и олово стали использоваться человеком раньше, чем остальные металлы. Мягкость, тягучость металлов используется в описании волшебных предметов (лампа, колечко, кувшин и т. д.) или приписываются герою. Так, в сказке Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» использование автором именно такого металла объясняется тем, что он хотел на фоне свойства мягкости металла показать стойкость, мужественность характера солдатика.

041 медь Сев. Урал 66 255041 Хозяйка Медной горы По

Медь, Северный Урал Хозяйка Медной горы,
Потапов Миша, 10 лет  

 

   

042 касситерит Юж. Урал 7042 Оловянный солдатик Ул

Касситерит, Южный Урал Оловянный солдатик,
Уляшов Ксения, 9 лет

   

    

Соль

На протяжении веков соль имела огромное значение и даже использовалась вместо денег, поэтому про соль сложены много народных сказок. Любой человек знает, что полное отсутствие соли в пище людей и животных приводит к негативным последствиям. В сказке «Соль» младшая королевна свою любовь к отцу оценила не золотом и драгоценными камнями, а солью. Так как на Руси ценили соль выше золота. Основная роль соли в сказках рассказать о истории человечества, о смене ценностей в жизни, так как люди должны искать в жизни не столько материальное благополучие, а полезные знания и мудрость. В карельской сказке «Почему вода в море соленая» описана легенда о соли. Из этой истории двух братьев дети узнают о жадности, граничащей со скупостью, о доверчивости, переходящей в глупость.

05 галит пермская обл. 5305 Как казаки соль покупали

Галит, Пермская обл. Как казаки соль покупали,
Богдан Ксения, 16 лет

   

     

Драгоценные камни

В названии сказки П. П. Бажова «Хозяйка медной горы» фигурирует медь, однако автор отразил богатство Южного Урала медным минералом — малахитом. В сказках П. П. Бажова ярко выразились и другие минеральные богатства Урала — аметист, горный хрусталь, малахит, рубин, изумруд. По задумке автора драгоценные камни улучшают благосостояние, являются наградой, но не способствуют изменению социального статуса героев. Основные идеи сказок Ш. Перро «Фея» и бирманской народной сказки «Жемчужина и жаба» схожи и заключается в том, что добрые дела всегда должны быть вознаграждены. Именно жемчуг и алмазы выступают в качестве награды.

Безусловно, в отличие от металлов в сказках драгоценные камни использовались не для обличия алчности и жадности, а несли философское значение. Например, в сказках А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» или в персидской народной сказке «Рубин» драгоценным камням приписаны не только волшебные свойства, но символическое значение. С древних времен зеленые изумруды считается камнем истины и величия, а пурпурные рубины — камни власти и могущества. В очень многих сказках дети знакомятся с горным хрусталем. Уникальные свойства горного хрусталя бесцветность, прозрачность, чистота напрямую используются авторами сказок. Особенно ярко наблюдать преодоления трудностей и тягот судьбы Золушки в сказке Ш. Перро. Образ Золушки с запачканным лицом, но сияющий внутренней красотой, находящийся в борьбе с завистью, гордостью, ленью и высокомерием, противопоставлен чистоте, богатству замка, бальному наряду с туфельками. Хрусталь ассоциируется с другой более успешной и счастливой стороной жизни.

Уникальность сказки заключается в ее образности и символичности. Драгоценные камни и металлы выступают в качестве награды. Однако, в сказах используются не только минералы и горные породы, имеющие высокую цену, красивый цвет или блеск. Сочетание художественного творчества и сказкотерапии усиливает интерес ребенка к камням, к творчеству и ведет к возникновению положительного эмоционального отклика на окружающий мир.

061 алмаз Тиман 535 14 061 Феи с алмазных гор Хаз

Алмаз, Тиман Феи с алмазных гор,
Хазова Варя, 12 лет

   

   

062 жемчуг Китай 777 452062 Чудесная жемчужина Бог

Жемчуг, Китай Чудесная жемчужина,
Богдан Ксения, 16 лет

   

       

063 изумруд Ю Урал 620 10 063 Изумрудный город Ковал

Изумруд, Южный Урал Изумрудный город,
Ковальчук Елизавета, 15 лет

   

    

064 малахит Заир064 Вахнина Кристина 17 ле064 Малахитовая шкатулка Ш

Малахит, Заир Вахнина Кристина, 17 лет Малахитовая шкатулка,
Шадрина Ксения, 10 лет

 

    

065 рубин Полярный Урал 6065 принц рубин Ковальчук

Рубин, Полярный Урал Принц Рубин,
Ковальчук Ксюша 13 лет

   

    

066 Горный хрусталь Припол066 Золушка Каблис Таисия

Горный хрусталь, Приполярный Урал Золушка,
Каблис Таисия, 10 лет

   

 

 

НАЗВАНИЯ СКАЗОК

Медное, серебряное и золотое царства — Русская народная сказка
По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре — Русская народная сказка
Золотой петушок — Русская народная сказка
Золотой башмачок — Русская народная сказка
Золотая птица — Братья Гримм
Сказка о золотом петушке — Александр Пушкин
Сказка о рыбаке и рыбке — Александр Пушкин
Сказка о царе Салтане — Александр Пушкин
Золотой ключик — Братья Гримм
Король с Золотой горы — Братья Гримм
Золотой горшок — Гофман
Терпение золото– Еврейская народная сказка
Золотой гусь — Братья Гримм
Петушок золотой гребешок и чудо-меленка — Русская народная сказка
Серебряная тюбетейка — Туркменская народная сказка
Серебряное копытце — Павел Бажов
Серебряный рубль — Владимир Одоевский
Серебряное блюдечко и наливное яблочко — Русская народная сказка
Король-лягушонок, или Железный Генрих— Братья Гримм
Железная печь — Братья Гримм
Железный Ганс — Братья Гримм
Стойкий оловянный солдатик — Ганс Христиан Андерсен
Соль — Русская народная сказка
Соль дороже золота — Русская народная сказка
Песочный Человек — Гофман
Глиняный парень — Алексей Толстой
Соломинка, уголь и боб — Братья Гримм
Аметистовое дело — Павел Бажов
Волшебник Изумрудного города — Александр Волков
Малахитовая шкатулка — Павел Бажов
Хозяйка медной горы — Павел Бажов
Жемчужина — Валентин Катаев
Водяной и жемчужина — Лев Толстой
Жемчужина и жаба — Бирманская народная сказка
Рубин — Персидская народная сказка
Волшебный рубин — Узбекская народная сказка
Последняя жемчужина — Г. Х. Андерсен
Булыжник и Алмаз — Иван Крылов
Хрустальная гора — Русская народная сказка
Хрустальный шар — Братья Гримм

    

И. С. Астахова

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
© Институт геологии ФИЦ Коми НЦ УрО РАН. Все права защищены.
Индекс цитирования