Человек всегда стремился найти способ передать красоту и неповторимость природы. Еще пещерные жители рисовали на камнях и жилищах то, что их окружало: бегущих животных и охотников. В большинстве случаях для наскальной росписи в качестве красок использовалась охра и древесный уголь. Первобытные художники замешивали свои краски на животном жире, чтобы они лучше держались на камне. Железоокисные пигменты составляли основу красочной палитры всех художников древности, от Египта до Индии и Китая.
Чем больше развивалось общество, тем больше цветов требовалось, чтобы запечатлеть и передать ее. В средневековье и в эпоху Возрождения минеральные пигменты (включая и железоокисные) продолжали интенсивно использоваться. В средние века итальянские художники при изображении человеческого тела в качестве среднего тона и для создания эффекта тени применяли известную с античных времен каску terra verte (земляная зеленая). Сегодня более популярно второе название этой краски — «Verona Green». К XVIII веку красные железоокисные пигменты научились синтезировать в лабораторных условиях. Красный неорганический пигмент получил название «марс красный». Оказалось, что синтетические аналоги обладают всеми свойствами натуральных пигментов, включая долговечность и стойкость. К середине XIX века было налажено серийное производство синтетических красных железоокисных пигментов, а в начале двадцатых годов XX века появились синтетические желтые железоокисные пигменты («марс желтый»). Сегодня синтетические неорганические пигменты широко используются для производства краски, штукатурки, пластмасс и в других отраслях промышленности.
Минеральные пигменты в изобразительном искусстве:
Красный: киноварь, гематит (после прокаливания), охры красные.
КИНОВАРЬ — HgS
Цвет чистой, свободной от примесей киновари всегда холодный ярко-алый. «Тёплым» делают его примесь лимонита, морковный оттенок — гётита, а частым коричневым оттенком он обязан присутствию микрочастиц гематита, антимонита или галенита. Крупнокристаллическое сырьё даёт некоторый малиновый оттенок («голубиная кровь») по сравнению с мелкозернистым сырьем.
Киноварь как пигмент известна с древнейших времен. Киноварь широко использовалась в живописи без каких-либо ограничений. Однако еще с XV в. указывается, что киноварь нельзя применять в чистом виде, а также на тех участках стены, куда падает свет луны или солнца.
Искусственную киноварь впервые получили в Древнем Китае, нагревая ртуть и серу, а промышленно начали производить в Европе с 1778 г. В XXI веке появляется порошковый красный кадмий, но иконописцы до сих пор предпочитают кристаллическую природную киноварь.
РЕАЛЬГАР — As2S2
Минерал оранжево-красного цвета, обычно в виде зернистых и плотных агрегатов, налетов, вкраплений. Встречается совместно с аурипигментом, реже — с киноварью, что отражается на оттенке порошка. На свету разрушается, превращается в порошок красно-желтого цвета. Как природный пигмент чрезвычайно редко использовался в живописи. Часто его идентифицируют при исследовании настенных росписей Средней Азии.
Жёлтый: аурипигмент, ярозит, вульфенит, гётит, охры светлые, светлый лимонит.
АУРИПИГМЕНТ — As2S3
В порошке и краске цвет минерала от золотисто-жёлтого до ярко лимонно-жёлтого.
Как пигмент известен с древнейших времен. Наиболее раннее применения в живописи египетских масок (VII в. до н. э.). Во времена средневековья аурипигментовая краска была очень популярна, высоко ценилась и носила название «королевская жёлтая». Особенно широко применялся в книжных миниатюрах, значительно реже — в станковой живописи. Редко его встречают при исследованиях русских икон. В настенной живописи пигмент не использовался .
Пигмент токсичен. Применялся преимущественно в масляной живописи. С XIX века перестает употребляться в живописи и для промышленного производства красок не используется.
Зелёный: глауконит, волконскоит, хлориты, селадонит, эгирин, малахит, керченит.
ГЛАУКОНИТ — (К, Na, Ca)(Fe3+, Mg, Fe2+, Al)2 [(Al,Si) Si3 O10] (OH)2 ×H2O
Цвет зелёный различных оттенков, от бледного салатового до зелёного, буровато-зелёного. Лучшие сорта глауконита находятся в Эстонии и Псковской области. Содержание глауконита в породе не превышает 50 %. Примесь глауконита прокрашивает содержащие его породы и придаёт им зеленоватый оттенок. Для получения чистого глауконитового пигмента исходное сырьё обогащается отмучиванием.
Знаменитые в прошлом краски — «веронские» и «богемские» зелёные земли. Использовались без ограничения в настенной живописи. Основной компонент зеленого подготовительного слоя при написании инкарната в ранней итальянской живописи. Глауконит также зачастую присутствует в санкирных слоях древнерусских икон. Как правило, глауконитом написаны деревья, архитектура, изображение земли.
Глауконитовый пигмент — один из самых стойких. Он не меняет цвет со временем и не подвержен внешним воздействиям.
Голубой: азурит(в тонком помоле), хризоколла, диоптаз.
АЗУРИТ — Сu3(СО3)2 (ОН)2
Использовался во всех видах живописных техник без ограничения. Для приготовления пигмента кусок азурита растирался в порошок и просеивался. Цвет зависит от формы и размера частиц. Крупные частицы дают темный синий цвет, мелкие — более светлый.
Известен с античных времен. Имел широкое употребление в Древнем Египте. Ранними произведениями, в которых был обнаружен азурит являются — энкаустическая икона «Богоматерь с младенцем» (VI в.), икона «Спас Златые Власы (XIII в.); настенные росписи церкви Федора Стратилата (XIV в., Новгород), церковь Рождества Богородицы (XIII в., Ахтала, Армения). Искусственный аналог природного азурита появляется в произведениях живописи, начиная с XVII в. Получали его осаждением содой из растворов медных солей, например, хлорида меди. Этот пигмент обнаруживают при реставрационных работах как произведений станковой, так и настенной живописи. В отличие от природного азурита, искусственный пигмент в настенной живописи не стабилен.
Синий: лазурит, азурит(в крупном помоле), вивианит, рибекит.
ВИВИАНИТ — Fe3(PO4)2⋅2H2O
Для использования в качестве натурального пигмента «индиго» пригодна аморфная разновидность вивианита. Крупнокристаллический вивианит практически непригоден, даже очень долгое и усердное его растирание даёт порошок неопределённо голубовато-серого цвета. «Аморфный» же вивианит очень легко трётся, удобен в работе и может использоваться в любых смесях. Боится только извести и содержащих её веществ, поэтому редко встречается в написании фресок. Однако применение вивианита известно в иконописи начиная со второй половины XIV в., например, икона «Успение Пресвятой Богородицы».
Фиолетовый: лазурит(после специального прокаливания).
Красно-коричневый: гематит, охры тёмные, темный лимонит.
ГЕМАТИТ — Fe2O3
Широко распространенный природный пигмент. Имеет насыщенный коричнево-красный
цвет, высокую плотность и устойчивость. Используются две разновидности: чешуйчато-мелкокристаллический «гематит-сметанник» и скрытокристаллический кусковой «гематит-кровавик». В красильном деле синонимом гематита является сурик железный.
Применяется в живописи со времен пещерных росписей. Он использовался в различных живописных техниках и произведениях живописи. Это основной красный пигмент настенной живописи. В ней он присутствует не только в красочных слоях, но с его помощью намечалась композиция и первоначальный рисунок.
Коричнево-чёрный: окислы марганца (псиломелан, тодорокит, вад).
Чёрный: магнетит, шунгит.
ГРАФИТ, ШУНГИТ — С
В качестве пигмента используется аморфная разновидность графита. Цвет в порошке обуславливается дисперсностью графита: более грубые сорта имеют более черный цвет, в тонкодисперсных проявлен серебристый блеск.
Шунгит — порода состоящая преимущественно из аморфной разновидности графита. Содержание углерода в шунгитах меняется от 30 до 99 %, остальная часть породы — глинистое и кремнеземистое вещество. Шунгитовый пигмент издревле использовался в русской иконописи. Он приемняется во фресках Ферапонтова монастыря. В XIX веке из карельских шунгитов на заводе города Кенинга изготавливались краски трех марок, лучшая под названием «слоновая кость» выпускалась для художников.
Сажа — наиболее распространенный черный пигмент, получаемый путем сжигания органических веществ.
Первый в мире музей искусства нефти открылся в Финно-угорском этнопарке с. Ыб Республики Коми 1 мая 2017 года. Художники используют нефть, нефтяные отходы и газовый конденсат в качестве материалов для написания и оформления картин.