«Чем дальше, тем искусство становится более научным,
а наука более художественной: расставшись у основания,
они встретятся когда-нибудь на вершине»
Гюстав Флобер.
Наука и искусство — одни из главных сфер деятельности человека. Цель науки — постижение и исследование законов реальности и природы, структурирование, систематизация. Цель искусства идентична. Автор создаёт художественный мир, чтобы запечатлеть, увековечить и систематизировать знания о мире настоящем. То есть наука и искусство выполняют одну цель.
С давних пор наука и искусство тесно взаимодействуют. Начиная с известных пейзажных работ до полотен вдохновленных научными открытиями. Так, основные идеи эпохи Возрождения нашли свое выражение в искусстве Возрождения (Ренессанса). Это период необычайного подъема живописи. Она подарила нам таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, и других великих художников. Происходит и подъем в науке, который связан с именами Николая Коперника, Джордано Бруно и Галилео Галилея. Так, в работе «Витрувианский человек» (1487) Леонардо да Винчи мы видим отражение прогресса в математике, анатомии, медицине, тригонометрии и аналитической геометрии.
Изобретение печатного станка И. Гутенбергом в начале 15 веке знаменовало собой важнейший переломный момент в истории человечества. Развитие книгопечатания позволила тиражировать как тексты, так и художественные произведения. По мнению большинства ученых, эффект изобретения прежде всего состоял в тиражировании научной мысли, ее широком и быстром распространении, доведении идей до каждого заинтересованного, что не мог обеспечить традиционный рукописный способ производства книги. Среди книг, оказавших мощное влияние на освоение человеком планеты Земля, называют «Географию» античного ученого II в. н. э. Клавдия Птолемея. Первое ее печатное издание вышло в 1477 г. тиражом 500 экземпляров. Почти 10 лет понадобилось немецкому мастеру — бенедиктинскому монаху Николаю на создание по переведенному на латынь тексту изображений и последующую их гравировку на деревянных досках для издания в книге. Первые печатные тиражируемые карты выпускались в технике гравюры на дереве и представляли собой, скорее, планы, дающие общее представление о местности.
Иллюстрирование книги — область изобразительного искусства, и это не вызывает ни у кого никаких сомнений. Основным способом воспроизведения иллюстраций в книгах была гравюра, а в XVIII века ей на смену пришла литография. Без иллюстрации трудно представить развитие науки, где важнейшую роль в подготовке специалиста-ученого играют атласы. Ботаника, зоология, палеонтология также немыслимы без создания соответствующих альбомов-атласов и иллюстраций. Без научной иллюстрации, ее тиражирования вместе с текстом невозможно было бы полноценное развитие и палеонтологии. На выставке «Наука и художество. Палеонтология» представлены книжные издания 19–нач. 20 века с иллюстрациями флоры и фауны. Дополнительным материалом служат натурные образцы древних моллюсков, кораллов, губок, хранящихся в фондах Геологического музея им. А. А. Чернова.
Наиболее уникальным экспонатом является отдальный атлас Георга Аугуста Голдфусса (1782-1848) — немецкого палеонтолога, биолога, золоога. На выставке представлен отдельное атлас с иллюстрациями беспозвоночных Германии к работе Petrefacta Germaniae: tam ea quae in Museo Universitatis Regiae Borussicae Fridericiae Wilhelmiae Rhenanae servantur quam alia quaecunque in Museis Hoeninghusiano Muensteriano aliisque extant ; iconibus et descriptionibus illustrata = Abbildungen und Beschreibungen der Petrefacten Deutschlands und der angrenzenden Länder / (Leipzig : List & Francke, 1862-1863). Также в данном издании представлены реконструкции жизни в юрский период. Палеоарт — жанр искусства, посвящённый реконструкции вымерших форм жизни — является неотъемлемым компонентом палеонтологической науки и изобразительного искусства. Более 200 лет палеоарт тесно связан с палеонтологией и остаётся одной из главных причин неугасающей популярности доисторических животных среди широкой публики.
Сегодня научные исследования стали затрагивать все области, в том числе и культуру. Научные результаты оказывают определяющее влияние на мышление и социальную жизнь. Необходимо, чтобы культура участвовала в разработке научных идей и исследований. Необходимо, чтобы художники были заинтересованы в том, что делают и о чем думают ученые, а ученые — в художественных экспериментах. Наши знания лишь обогатятся смешением областей интереса как искусства, так и науки.