Во второй половине 20-х годов прошлого столетия Усть-Сысольск становится административно-политическим центром Коми АССР, заметно возрастает его роль как транспортного узла. Город начинает активно развиваться, требуются надежные, действующие круглый год пути сообщения. Очевидным решением этой проблемы стало строительство железной дороги «Пинюг—Усть-Сысольск».

План дорогиCогласно архивным данным строительство этой железнодорожной линии было запроектировано постановлением Госплана СССР от 8 июля 1929 года. После этого начались изыскательские работы. А уже с осени 1929 года началось непосредственно строительство. Общая протяженность линии должна была составлять 260 км. Строительство было начато с двух направлений — от Пинюга и от Сыктывкара (так с весны 1930 г. стал называться Усть-Сысольск). Сначала действовали три строительных участка: Сыктывкар — Визинга, Визинга – Кебра (совр. Куратово), Кебра — Пинюг, но уже в 1930 году их число было сокращено до двух: Пинюгского (140 км) и Сыктывкарского (120 км).

Опоры моста безымянный приток р. Юил

На этой железнодорожной стройке впервые был использован труд заключенных. Строительство отставало по графикам по нескольким причинам: на стройке не было никакой техники, все работы проходили в глухих труднодоступных местах, заключённые жили в плохих условиях.

Лагерь 3 го отряда 8 ой партии на 145 км после обеда в день отдыха

В 1931 году возникла необходимость сконцентрировать заключённых на более важных стройках. И поскольку небольшая железная дорога местного значения не входила в число «главных строек коммунизма», было принято решение законсервировать работы. При этом за время стройки были проведены колоссальные объёмы работ, затрачены, по меркам того времени, огромные денежные ресурсы. Почти полностью (на 90 %) была прорублена просека, на 45 % выполнены земляные работы и построены искусственные сооружения (на 55%). После консервации строительства железной дороги рабочая сила была перенаправлена на строительство Беломоро-Балтийского канала. Демонтированы и отправлены на Мурманскую железную дорогу уложенные со стороны Пинюка 20 километров рельс, а фермы моста через р. Лузу были разобраны.

Железнодорожная насыпь район р. ТылаюСтройку неоднократно возобновляли и тут же останавливали. Только в 1936 году проект окончательно закрыли. В 1937 году началось строительство железной дороги Коноша—Воркута (к углям Печорского угольного бассейна), а Сыктывкар ещё долгое время оставался без железнодорожного сообщения.

общий

Материал подготовлен А. Шмыровым, С. Шмыровым

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
© Институт геологии ФИЦ Коми НЦ УрО РАН. Все права защищены.
Индекс цитирования